АСТА́ФЬЕВ Петр Евг. (1846-93) - философ, лит. критик и публицист. Окончил юрид. ф-т Моск. ун-та; преподавал в Демидовском лицее и лицее цесаревича Николая. С 1890 - приват-доц. Моск. ун-та. Лит. наследие А. охватывает практически все разд. филос. знания: метафизику и гносеологию, этику и эстетику, социальную философию и философию истории. Осн. ориг. идея А.: только внутр. опыт или "субстанциональное знание субъекта о себе самом" может служить "почвой для единого общечеловеческого мировоззрения". При всем различии внешнего (предметного) опыта, коренные элементы душевной жизни одинаковы даже "у афонского монаха и репортера американской газеты". Понимание знания как "самоведения" снимает противоположность между ним и религ. верой, т. к. последняя определяет "отношение личного духа к трансцендентному" и человеч. душа в своей основе "не от мира сего". На почве внутр. опыта достигается также единство мысли и дела, поскольку "мы знаем себя именно как деятельную волю"; осн. фактор душевной жизни - чувство усилия. Отстаивая возможность "самобытной рус. философии" как учения "о внутреннем человеке в его полноте", А. резко полемизировал с Вл. Соловьевым, отвергая также взгляды последнего на "социальные задачи" христианства; он считал, что, как и Толстой, Соловьев пытается "свести небо на землю". По вопросам политики национально-консерват. взгляды А. наиб. ярко выражены в брошюре "Итоги века" (М., 1891).
Соч.: Чувство как нравственное начало. М., 1896; К вопросу о свободе воли. М., 1889; Вера и знание в единстве мировоззрения. М., 1893; Библ. работ А. см.: Вопр. философии и психологии. 1893. Кн. 18 (ст. Н. Грота и Козлова).